Вверх страницыВверх
Новости туризма и и турагентства Anex-tour Ростова-на-Дону

Куда едут лечиться россияне

19.10.2012 40bc29.jpgСейчас с медицинскими и оздоровительными целями путешествует всего 1% российских туристов. Однако и этот сравнительно небольшой поток приносит зарубежным экономикам миллиард долларов. Эксперты уверены, что рост медицинских туристов из России ежегодно будет составлять 30-40%, а этот сегмент отдыха будет становиться все более прибыльным и стабильным.

Надо заметить, что Минздравсоцразвития запрещает использовать формулировку «лечебный туризм». Поэтому на рынке принято использовать такие формулировки, как медицинский туризм и оздоровительный туризм. Несмотря на то, что нередко эти два понятия используются как синонимы, у них есть различия. Так, термин «медицинский туризм» применяется к поездкам за границу для получения лечения в клинике (будь то хирургическая операция или амбулаторное лечение). Понятие «оздоровительный туризм» применяется для обозначения таких видов отдыха, как санаторно-курортное лечение, получение СПА и вэлнесс (wellness) процедур и т.д.

Их нравы.

В азиатском регионе сегменту медицинского и оздоровительного туризма придают одно из ключевых значений. Так, например, Филиппинская СПА Ассоциация по итогам прошлого года заявила о 200% росте прибылей в сфере СПА-индустрии Азиатско-Тихоокеанского региона. Южная Корея в 2011 году приняла 110 тыс. иностранных «медицинских» туристов. К 2018 году страна планирует, что число этих туристов составит уже 400 тыс. При этом Южная Корея ориентируется на рынки ОАЭ и России.

Положительная динамика по росту спроса на медицинский туризм наблюдается в США. (см. диаграмму )

Российские перспективы.

Из России за год с целью туризма выезжает более 14 млн человек. Как свидетельствуют данные Росстата, большинство наших сограждан (около 60%) выбирают пляжный отдых, а чуть более 23% едут в страны «с лечением». С целью медицинского и оздоровительного туризма выезжает чуть более 1% наших туристов, но эксперты отмечают, что ежегодно это число растет на 30-40%.

Если говорить о медицинском туризме в прямом смысле этого слова (то есть амбулаторное лечение заболеваний в клиниках), чаще всего российские туристы едут за границу для лечения серьезных заболеваний: онкология, кардиологические заболевания, заболевания опорно-двигательной системы.

Причина выезда россиян для лечения за границу в основном кроется либо в неспособности российских клиник оказать пациентам соответствующую помощь, либо в недоверии наших сограждан к российской медицине. Последний фактор подтверждается статистикой. Так, по данным опроса ВЦИОМ, который был проведен в 2010 году, полностью довольны качеством медицинского обслуживания в России только 4% наших сограждан. 28% респондентов ответили, что «скорее довольны», а остальные лечением в России не удовлетворены. При этом 48% опрошенных работников российской сферы здравоохранения отвечали: «Российское здравоохранение нуждается в серьезной модернизации, но пока для этого делается слишком мало».

Чаще всего для лечения за рубежом наши туристы выбирают немецкие и израильские клиники, отмечают эксперты. Здесь, по оценкам самих россиян, не остается сомнений в соотношении цена/качество, а обслуживание чаще всего предоставляется на русском языке. Популярна у россиян и Азия, а особенно Китай, где также, в связи со стабильным потоком российских туристов, можно встретить русскоговорящих медиков. В меньшей степени наши туристы едут лечиться в Словению, Индию, Таиланд, Сингапур, Иорданию. Тем не менее, эксперты называют эти страны перспективными для российского туриста, который в первую очередь ищет высокое качество, удовлетворительные цены и русскоязычное обслуживание.

По данным экспертов, компаний, занимающихся профильно медицинским туризмом в России не более десяти. Дело в том, что организация такого вида путешествий требует от операторов повышенной ответственности, брать на себя которую готовы не многие. Медицинским туристам нужно оформлять соответствующую визу, рекомендовать подходящую для него клинику, компания должна также иметь в штате врача.

География рынка оздоровительного туризма для россиян еще шире. В первую очередь, для санаторно-курортного лечения выбирают Россию и страны СНГ. Из числа тех россиян, которые в 2010 году отдыхали в России, санатории и профилактории выбрали 27% (данные ВЦИОМ). При этом 10% выбрали отдых с лечением на курортах Кубани и КавМинВод.

Точного учета санаторно-курортной базы в России нет, однако в 2011 году Росстат насчитал в России 1289 санаториев и 656 санаториев-профилакториев. Отдыхать в этих видах размещения на территории России хотели бы 27% россиян (от общего количества опрошенных), а за последние 2-3 года на курортах отдыхали 14% наших сограждан. При этом 3% россиян отдыхают в санаториях. Это примерно 4,446 млн наших сограждан. Правда, выбор российских санаториев не всегда определяется положительными характеристиками этих объектов размещения. «10% туристов покупают путевки самостоятельно, 10% туристов получает их в качестве бесплатной социальной помощи, 20% туристов едут по путевкам напрямую закупленную у санатория предприятиями или ведомствами, 40% -это путевки полученные туристом по месту работы приобретенные предприятием, ведомством или субъектом федерации в результате тендеров или аукционов, 20% путевок приобретаются туристами за свой счет в туристических фирмах», - отмечает директор детского, экскурсионного и корпоративного департамента компании «Солвекс» Мария Леонова.

Спрос на оздоровление на российских курортах мог бы быть выше, несмотря на нарекания и недовольство наших граждан качеством сервиса в отечественных санаториях. По словам гендиректора компании «Алеан» Ильи Уманского, причина не особо растущего спроса в слабой «раскрутке» санаториев: большинство наших сограждан даже не знают о целебных качествах отдыха на российских курортах. При этом все больше россиян выбирают зарубежные курорты, которые не жалеют денег для рекламы на перспективном российском рынке. Еще один фактор, склоняющих туристов к оздоровлению за рубежом, желание во время отпуска посмотреть новую страну.

Наибольшей популярностью на нашем рынке пользуется Чехия и ее курорт Карловы Вары. Этот курорт посещается нашими согражданами уже десятки лет, поэтому в дополнительной рекламе не нуждается. Не менее популярен на российском рынке источники немецкого курорта Баден- Баден и французского Виши. Все более активные позиции на рынке оздоровительного туризма занимает Венгрия, где основным местом «паломничества» россиян является термальное озеро Хевиз. Еще одним привлекательным местом для оздоровительного туризма россияне считают Израиль, где проводятся, как косметологические, так и оздоровительные процедуры минералами и солями Мертвого моря и глины. Свои курортные и бальнеологические возможности на нашем рынке также представляют Италия, Австрия, Турция, Литва, Латвия, Словения, Сербия.

Выбор туроператоров по оздоровительному туризму в России значительно шире, чем в сегменте медицинского туризма. Оздоровительные программы по разным направлениям и в разных ценовых категориях можно купить практически во всех компаниях, занимающихся курортными регионами. Такое разнообразие нередко ставит туриста в тупик: в какую компанию пойти, чтобы отправили на лечение не только качественно, но и дешево? Тем более, что сам турист, как отмечают эксперты, чаще всего даже не знает, от чего ему нужно лечиться. Руководствуясь общим трендом оздоровления, туристы нередко хотят поехать туда же, где отдыхали знакомые или просто куда-нибудь, чтобы «поправить» здоровье. Согласно одному из последних опросов, только 8% туристов выбирают курорт по рекомендации врача, 12% - друзей и родственников, все остальные делают это самостоятельно или по рекомендации турагентства.

Оздоровительный результат путешествия во многом зависит от профессионализма и подхода туроператорской компании, узкопрофильные специалисты (а лучше профессиональные курортологи) которой помогут туристу найти верный путь в массиве оздоровительного предложения на нашем рынке.

Источники http://www.atorus.ru

Возврат к списку

Добавить список наших лучших предложений себе на главную страницу Яндекса